Вторник, 25.06.2019, 05:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Сетевой город
СДО
Наркопост
Ссылки
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Алтайского края

100-летие М.Т. Калашникова

90-летие В.М. Шукшина

ЕГЭ (Советы психолога)

ЕГЭ (Советы психолога)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА УЧАЩИМСЯ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ И ИХ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ и ОГЭ

Уважаемые выпускники 9-х, 11-х классов и родители! Приближается пора сдачи экзаменов! Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для наших выпускников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько ребята готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого государственного экзамена:

- высокая мобильность, переключаемость;

- высокий уровень организации деятельности;

- высокая и устойчивая работоспособность;

- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;

- чёткость и структурированность мышления, комбинаторность;

- сформированность внутреннего плана действий.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Лёгкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Советы выпускникам

ЕГЭ и ОГЭ – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ и ОГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приёмы

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряжённое, скованное внимание.Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно всё время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям» (см. ниже).

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Рекомендации при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Единый государственный экзамен в психологическом плане для школьников это самое настоящее испытание. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает её и ведёт себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. В нашей школе проводится психологическая поддержка учащихся. Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля. Повышение уверенности в себе, в своих силах, тестирования. ЕГЭ и ОГЭ требуют предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Для решения этих задач рекомендую следующее:

-cначала подготовь место для занятий (убери лишние вещи, можно ввести в интерьер комнат жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность;

-оставь план занятий на каждый день;

- активно работай с изучаемым материалом при его чтении. Пользуйся следующими методами:

-отмечай главное карандашом;

-длай заметки;

-повторяй текст вслух;

-обсуждай возникшие вопросы с одноклассниками.

Для оптимального размещения информации в памяти пользуйся такими приёмами:

— метод опорных слов;

— метод ассоциаций.

 Позанимавшись около часа, сделай короткий перерыв.

Если тебя начинает клонить в сон настолько сильно, что ты не можешь сосредоточиться, то лучше ложись спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Поспи, затем продолжай занятия.

Накануне экзамена

 Верь в свои силы, возможности, способности. Настраивайся на ситуацию успеха.Для того чтобы не охватило экзаменационное волнение, рекомендуем представить себе обстановку ЕГЭ и ОГЭ и письменно ответить на вопросы заранее. Будучи в спокойном состоянии, ты можешь стать менее чувствительным и не так сильно нервничать во время настоящего экзамена.

В последний вечер перед экзаменом не надо себя переутомлять. Перестань готовиться. Соверши прогулку, прими душ и хорошо выспись, чтобы явиться на экзамен отдохнувшим, бодрым, собранным.

Во время экзамена

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трёх минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Подыши, успокойся!!!

Позади бесконечные напряженные занятия – в школе, на подготовительных курсах, с репетиторами. Но как же вымотал такой режим за последний год! Кажется, уже и сил-то совсем не осталось. А впереди еще главные испытания – выпускные экзамены в школе, которые одновременно являются вступительными в профессиональные учебные заведения (вузы, колледжи, техникумы). И самый неизменный их спутник – стресс.


Что такое стресс и как с ним бороться?

    Прежде всего, стресс – это естественная защитная реакция человеческого организма на запредельное напряжение: психологическое, физическое или общее. Стресс препятствует окончательному перегоранию всех систем. Несмотря на всю его естественность, это состояние переживается довольно тяжело.
Во-первых, оно сопровождается общей усталостью, естественной, когда человек вынужден долго и напряженно работать в условиях ограниченного времени.
Во-вторых, стресс обычно сопровождает напряжение, возникающее в момент самого экзамена. Накануне испытания усиливаются чувства тревоги, волнения, страха, возникает подавленность и раздражительность. Иногда эти эмоциональные проявления «дополняются» физиологическими – тошнота, «медвежья болезнь», ухудшение сна и аппетита.
Как справиться с волнением? Где взять силы? Как это ни банально прозвучит, но именно соблюдение режима дня поможет избежать переутомления, организовать самоподготовку, больше успеть и лучше усвоить материал.
     Психологи советуют не заниматься интенсивным умственным трудом больше 6–8 часов в день.
     В перерывах между учебными занятиями полезно делать простые физические упражнения, а лучше включить любимую музыку, потанцевать и немного размяться. Хорошо прогуляться на свежем воздухе. А лучшее лекарство в борьбе с переутомлением и стрессом – это велосипед и ролики!
     Обязательно включите в рацион овощи, фрукты, шоколад, пейте как можно больше жидкости. При этом рекомендуется сократить количество выпитого кофе до двух чашек в день. Сон должен составлять не менее 8–9 часов, особенно в ночь перед экзаменом.
     И не нагнетайте ситуацию: различные страхи, реальные и выдуманные, связанные с неизвестностью, которая ожидает на экзаменах, только усиливают тревоги и волнения. Старайтесь думать об экзамене только положительно. Иногда учащийся сам настраивает себя на провал, сильно преувеличивая сложность испытания или преуменьшая свои возможности. И в результате не выдерживает экзамен.

О пользе дела

     Кстати, так называемый экзаменационный стресс не всегда становится нашим врагом. Помните, слово «стресс» также означает «напряжение», а в напряжении заключена энергия, которую можно поставить себе на службу.
     Как же работает этот механизм? Дело в том, что в момент опасности, в кровь выбрасывается адреналин, заставляя сердце биться быстрее; одновременно перераспределяется кровоток: увеличивается приток крови к мозгу и конечностям. В ситуации экзамена человек вдруг собирается, сосредоточивается, мозг начинает работать более интенсивно, улучшается внимание, а мысли становятся ясными и четкими. В таких случаях небольшой стресс даже идет на пользу успешной сдаче экзамена.

Скорая помощь для паникеров

     Легкий стресс перед экзаменом даже полезен. А для того, чтобы он не превратился в панику, можно сделать несколько расслабляющих упражнений.

Дыхательная гимнастика:
Дышите медленно: вдох – через нос, выдох – через рот. Сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем медленно выдохните через нос. Повторите несколько раз.

Упражнение «Лимон»:
Вот еще одно упражнение, которое поможет вам быстро снять напряжение во время экзамена. Представьте себе, что в руке у вас находится лимон, который следует сжать как можно сильнее, выдавив сок до последней капли. В момент наибольшего напряжения в руках «бросьте лимон», встряхните руками и расслабьте их. Примите удобную для вас позу, сделайте несколько глубоких вдохов, постепенно расслабляя все тело. Если нет напряжения, то нет и стресса. А теперь попробуйте испытать стресс (напряжение), если ваше тело расслаблено!

Упражнение «Убежище»:
Простые мысленные медитации – незаменимое средство для борьбы со стрессом. Попробуйте сделать упражнение «Убежище». Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Это место совсем не обязательно должно быть реально существующим. Это может быть комната, хижина в горах, шалаш в лесу, берег моря, другая планета. Закройте на несколько минут глаза (1–2 минуты) и войдите в свое личное убежище. Это упражнение поможет вам почувствовать, что вы собраны, спокойны и готовы к работе!

     Если на экзамене есть такая возможность – выйдите за пределы аудитории. Пройдитесь по коридору, осмотритесь по сторонам, постарайтесь сосредоточить свое внимание на окружающих вас предметах. Мысленно опишите предметы, которые вас окружают. Даже небольшой отдых и переключение внимания быстро помогут вам справиться со стрессом. Это упражнение можно сделать еще и до того, как собираетесь войти в аудиторию, где идет экзамен.

Учиться справляться со стрессом нужно с детства

 

Первооткрыватель стресса Ганс Селье доказал, что малая доза стресса возвращает молодость, жизненные силы, вырабатывает навык справляться со сложными жизненными ситуациями. Разрушает же человека не порождаемое стрессом напряжение, а неготовность к ситуациям "из ряда вон". Специалисты утверждают: если человек научится положительным образом использовать энергию стрессовых ситуаций, это будет ему только в пользу.

 

Сегодня ученые, занимающиеся здоровьем учащихся, на первое место ставят вопросы регуляции стресса. Ребенок, научившийся справляться со стрессом в школе, понесет этот навык по жизни. Хобби – тоже определенный навык саморегуляции, помогающий в управлении своим состоянием. Например, в бийской школе № 17 цикл уроков по изобразительному искусству связан с китайской живописью – изображение там не цель, важен сам процесс, передача своего видения. По прошествии урока большинство детей начинают чувствовать себя спокойно, оптимистически. И таких приемов много. В фотографии есть целое направление фототерапии. Та же кулинария, когда это не чревоугодие, а творчество, тоже релакс. Не все дети от рождения стрессоустойчивы, но в процессе развития организм старается набраться этих навыков, чтобы защитить себя. И здесь нужна обучающая система, иначе ребенок начинает хаотично собирать возможные методы снятия стресса, не всегда положительные.

 

– Каждый человек от природы наделен многими способами психологической защиты, – рассказывает профессор Михаил Рыбалко. – Например, один из способов – игнорирование, когда человек делает вид, что не замечает психотравмирующую ситуацию. Конечно, это не всегда удается. Другой вариант защиты – перенос. Например, когда во время семейных неурядиц, ссор с мужем жена, чтобы не сорваться и не заболеть неврозом, переносит всю свою любовь и внимание на ребенка. Часто эта мера бывает спасительной. Еще один способ – рационализация: человек так анализирует психотравмирующую ситуацию, что она становится для него даже выигрышной.

 

Кстати, лиса и ее "зелен виноград" из басни Крылова – яркий пример одного из приемов рационализации: когда невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, их обесценивают, "договорившись" с самим собой.

 

Одним из высших, наиболее эффективных защитных механизмов человека специалисты называют сублимацию. Сублимация – это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (например, агрессивности), на другие, социально желательные формы активности. Так, агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например, у слишком требовательных родителей и учителей).

 

Пассивная реакция на стресс проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Две другие реакции активные и подчинены воле человека:

 

1) Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т. п.).

 

2) Активная релаксация (расслабление) повышает природную адаптацию человеческого организма – как психическую, так и физическую. Эта реакция считается специалистами наиболее действенной.

Советы по защите от стресса

Чаще говорите о своих проблемах с близкими. Многие эксперты считают, что общение с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияют на нервную систему.

Не изменяйте привычный ритм жизни. Очень часто люди, находящиеся в состоянии стресса, бывают не в состоянии выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых могут благотворно повлиять на настроение.

Начните день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, стоило бы этим заняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело.

Старайтесь больше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.

Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами. Не пропускайте приемы пищи.

Чаще бывайте в общественных местах. Обед в кафе, посещение кинотеатра – все это может существенно помочь.

Чем помочь усталым нервам?

 

Что же делают, если проблемы зашли слишком далеко и справиться без участия специалистов человеку уже не под силу?

 

– Лечить стресс нужно комплексно, – говорит Валерий Миронов, врач-психотерапевт высшей категории психотерапевтического отделения краевой клинической психиатрической больницы им. Эрдмана. – Обязательно медикаментозное лечение, затем – физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание. Но основу всего составляет психотерапия. Я обучаю своих пациентов методам психической саморегуляции, которые помогают справиться со стрессом. Если они освоят методику, то фактически станут сами себе психотерапевтами, полученные навыки помогут им в дальнейшем профилактировать стрессовые ситуации, контролировать эмоции, снимать эмоциональное напряжение.

 

По словам Валерия Миронова, поводом обращения к врачу может служить повышенная раздражительность по любому поводу: громкая музыка, яркий свет, очередь в магазине. Чем дальше, тем больше будет клубок проблем, способных в конечном итоге привести к нервному срыву.

 

– Когда человек спокоен, мышцы его расслаблены. Научившись расслаблять мышцы, мы приобретаем контроль над эмоциями, – говорит Валерий Иванович. – Когда мы хорошо расслабим мышцы, организм начинает впадать в полудрему, и в этот момент словесное воздействие на человека во много раз возрастает. В этот момент психологические установки, которые дает себе человек, наиболее эффективны. На занятиях мы делаем так: лист бумаги делим пополам: в одной части пишем жалобы, во второй – лечебные формулы. Например, слева – подавленное настроение. Справа – установка: с каждым сеансом настроение становится бодрым, жизнерадостным, ко мне возвращается радость жизни, круг моих увлечений расширяется. В каждом человеке скрыты колоссальные возможности, мы их используем в среднем на 10–15%. Важно формулы подготовить в настоящем времени, тогда мозг запускает эти процессы в организме. Для детей они должны быть подобраны соответственно возрасту ребенка. В среднем мы проводим десять групповых занятий. Это своеобразная "антивирусная программа" для мозга, избавление от тревожных мыслей, приводящих к стрессам и "поломке" организма.

 

Специалисты сходятся во мнении, что снизить негативное влияние стрессов на организм поможет полноценный отдых.

Антистрессовые упражнения

 

Упражнение 1.

Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

 

Упражнение 2.

 

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

Со всей силы напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

Напрягите и расслабьте икры.

Напрягите и расслабьте колени.

Напрягите и расслабьте бедра.

Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

Напрягите и расслабьте живот.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Расслабьте лицевые мышцы.

Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, вы полностью расслабились.

 

Упражнение 3.

 

Сядьте поудобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить внимание.

Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

 

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50.

 

E-mail:
Пароль:

Горячая линия


«Дети России Онлайн»

Безопасность детей в сети Интернет

телефон горячей линии: 8-800-250-0015




Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное управление по Алтайскому краю

Круглосуточный телефон доверия: 8(38557)4-49-75 (г.Рубцовск), 8(3852) 29-18-81 (г.Барнаул),единый телефон «горячей линии» - 8-800-77-525-77 (звонок по краю бесплатный).

Срочная помощь
  • Городское отдел полиции «Северное»: 2-63-83
  • Отдел опеки и попечительства: 9-95-96
  • Центр социальной помощи «Преодоление»: 2-27-28
  • Наркология: 4-62-43
  • Комиссия по делам несовершеннолетних: 4-28-35
  • Центр «СПИД»: 6-01-15
  • Служба спасения: 6-08-68
  • Филиал кризисного центра для мужчин: 2-25-96
  • "Территориальный комплексный центр помощи семье и детям": 2-27-28
  • "Телефон доверия" Алтайского края : (38552)35-01-19
  • "Телефон доверия" г. Рубцовска: 2-28-38
Летний отдых
Бессмертный полк
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz