Чтение, как один из
видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем
устная речь. В процессе чтения условно выделяют две стороны:
техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его
произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Основными условиями
успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи,
фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического
анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие
пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной
памяти.
Упражнения для запоминания графического
образа буквы:
-
обведение пальцем контура выпуклых рельефов букв (например, вырезанные из
бархатной бумаги, из пенопласта);
-
угадывание «написанной» буквы на спине, на ладони, в воздухе;
- подбор
картинок, реальных предметов, похожих на букву (например, Ж – жук, Г – гусь и
т. д.);
- выкладывание
букв с помощью счетных палочек, веревочек, спичек, семян;
- обведение
трафарета букв и вырезание их;
-
лепка букв из пластилина;
- показ
буквы с помощью пальчиков;
-
группировка одинаковых букв;
-
зачеркивание названной буквы на листе с текстом;
-
дописывание буквы по пунктирным линиям и др.
Упражнения со слоговыми таблицами на
этапе формирования и автоматизации навыка слогослияния:
- максимально
быстро указать в слоговой таблице названный слог;
- в
правильной последовательности указать слоги, из которых состоит названное
слово;
- различение
сходных слогов типа СА-ЗА-СО-ЗО;
- перестановка
слогов для получения правильного слова;
- называние
слов, начинающихся на определенный слог и др.
Упражнения в чтении слов:
- чтение
слов, отличающихся одной-двумя буквами;
ЛАК ПАР СОК
РАК БАР ТОК
БАК ВАР ДОК
МАК МАР РОК
ВАК ДАР КОК
ТАК ШАР БОК
- чтение слов с одинаковыми гласными;
МАМА САДЫ ЛУНА
ПАПА РАДЫ ЛУПА
БАБА РАМЫ РУКА
ВАТА ЛАПЫ МУКА
ЛАПА ВАЗА ГУБА
ПАРА ФАРЫ ДУГА
РАМА ДАРЫ ДУМА
РАНА ШАРЫ КУМА
- чтение слов с одинаковой концовкой;
-
МКА - НКА - ЗКА
РАМКА СПАЛЕНКА БЛУЗКА
НЕМКА СНЕЖИНКА ЗАМАЗКА
ЛОМКА КОРЗИНКА ЖЕЛЕЗКА
СУМКА КРУПИНКА НАРЕЗКА
ДЫМКА ТРОСТИНКА БЕРЁЗКА
КРОМКА ИЗЮМИНКА ПОВОЗКА
ЛАКОМКА СКОТИНКА ПОВЯЗКА
- чтение родственных слов;
- составление слов из их частей;
- нахождение в списке слова, произнесенного
взрослым;
- нахождение в списке слова, изображенного
на картинке;
- нахождение среди прочитанных слов
названия птицы (дерева, животного и пр.);
- чтение вслух только тех слов, которые
заканчиваются определенной буквой (например, буквой А) и др.
Приемы
работы для формирования беглого чтения:
- чтение шепотом, громко, про себя;
- чтение в темпе скороговорки;
- чтение с убыстрением темпа;
- выборочное чтение;
- чтение с эстафетой;
- чтение с заданием;
- жужжащее чтение и др.
Упражнения по
отработке дикции:
- беззвучное чтение с активной артикуляцией;
Полночной
порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
- четкое чтение с ясным проговариванием звуков: громко-тихо,
тихо-громко, быстро-медленно, медленно-быстро; поиск спрятавшихся слов;
ВИ-ВЭ-ВА-ВО-ВУ-ВЫ
ФИ-ФЭ-ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ФИВИ-ФЭВЭ-ФОТО-ФАВА
ВИФИ-ВЭФЭ-ВАФА-ВОВА
- чтение перевертышей;
Дед, боб, око, заказ, комок, казак, потоп, топот
- чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями
звуков типа
Орка-орца
Орта-орга;
- произнесение скороговорок, чистоговорок, пословиц,
поговорок при любом темпе речи;
- чтение труднопроизносимых
слов: счастье(щ), смеяться(ца), чтобы(шт), моего(во), которого(ава).
Памятка для ребят
Учись
читать правильно.
- Следи, чтобы глаза двигались по
строчке.
- Старайся не возвращаться к чтению
прочитанного слова, если понял его.
- При чтении будь внимателен
к каждому слову.
- Старайся понять, о чём
читаешь.
- Читай ежедневно вслух и
про себя.
|